Новости

31.01.2018

Счетная палата выявила нарушения при реализации проекта "Безопасные и качественные дороги"

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка реализации в 2017 году приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» (объекты проверки: Министерство транспорта Пермского края (г. Пермь); Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (г. Кемерово), проверяемый период: 2017 г., срок проведения контрольного мероприятия: сентябрь-декабрь 2017 г.).

С докладом выступил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

В ходе проверки установлено, что паспорт приоритетного проекта утвержден, однако его содержание не соответствует требованиям Положения об организации проектной деятельности в Правительстве РФ. Так, в паспорте отсутствует обоснование проекта.

Цель приоритетного проекта – привести в нормативное состояние дорожную сеть 38 городских агломераций с численностью населения свыше 500 тыс. человек в каждой, а также снизить количество дорожно-транспортных происшествий. При этом в нормативных правовых актах понятие «городская агломерация» не определено.

В начале реализации мероприятий проекта надлежало провести инструментальную диагностику, чтобы установить состояние дорожных сетей. Несмотря на это, диагностика состояния автомобильных дорог регионального и местного значения проведена только 10 регионами. 26 регионов провели визуальное обследование автодорог, что не соответствует Порядку проведения оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.

«Возникает вопрос о достоверности данных о базовом состоянии дорожной сети на начало реализации проекта», - комментирует ситуацию Валерий Богомолов.

Проверка показала, что низкий уровень готовности регионов к реализации приоритетного проекта привел к срыву сроков выполнения мероприятий, установленных его Паспортом. Например, ремонтные работы на дорожной сети, запланированные на 2017 г., должны были завершиться до 1 ноября. Но фактически на установленную дату полностью завершены работы только в 18 из 36 регионах, принимающих участие в реализации проекта. К установленному сроку не были завершены работы в Красноярском и Приморском краях, Нижегородской, Томской и Ярославской областях. В значительной мере это связано с несоблюдением установленных сроков заключения контрактов на выполнение работ – до 31 марта 2017 года.

В ходе проверки выявлено, что на установленную дату не было заключено ни одного контракта 14 регионами: Республиками, Дагестан, Чувашия и Удмуртия, Астраханской, Кемеровской, Кировской, Омской, Саратовской и Ярославской областями.

В общем объеме бюджета проекта на 2017 г. в сумме 68,3 млрд руб. межбюджетные трансферты из федерального бюджета составляют 31,25 млрд руб. или 46%.

В соответствии с данными Федерального казначейства кассовое исполнение иных межбюджетных трансфертов на 1 января 2018 г. составило 31,0 млрд руб., или 99,2% от предусмотренного объема.

В целях оперативного мониторинга реализации мероприятий приоритетного проекта в рамках существующей информационной системы создана подсистема «Эталон».

«Сравнительный анализ данных подсистемы с данными Федерального казначейства, а также с информацией, представленной участниками проекта в Счетную палату, свидетельствует об имеющихся значительных расхождениях. Например, это касается данных по исполнению бюджета проекта и объемам выполненных работ», - подчеркнул аудитор.

Результаты проверок, проведенных в Пермском крае и Кемеровской области, показали ряд нарушений и недостатков. В нарушение Порядка оценки технического состояния автодорог Кемеровской областью на старте проекта проведена только визуальная диагностика.

В г. Перми в рамках муниципального контракта по капитальному ремонту улицы осуществлялись работы по переустройству трамвайных путей и контактной сети электротранспорта стоимостью 100 млн руб. за счет дорожного фонда города. Вместе с тем верхнее строение трамвайных путей и контактная сеть не включены в Перечень объектов улично-дорожной сети, а также не относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог. По состоянию на 1 октября 2017 г. оплата указанных работ составила 36,2 млн руб., что свидетельствует о наличии признаков нецелевого использования бюджетных средств дорожного фонда города Перми.

Проверка показала, что в связи с необоснованным применением расценок Сборника сметных цен по 7 объектам ремонта автомобильных дорог Пермской агломерации, финансирование которых осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, завышение начальной (максимальной) цены контрактов составило 18,5 млн руб.

Кроме того, на основании письма Минтранса России рекомендуется включать за пределами «ядра агломерации» только те участки автодорог, на которых производятся регулярные перевозки пассажиров автомобильным и электрическим транспортом. Вместе с тем в дорожную сеть Пермской агломерации включены дороги, на которых не производятся указанные перевозки. При этом в 2017 г. на данных дорогах были проведены ремонтные работы, оплата которых осуществлялась за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на общую сумму 28,9 млн руб.

В нарушение требований Бюджетного кодекса муниципальными образованиями Пермского края заключены 23 контракта на сумму 196,5 млн руб. в отсутствие лимитов бюджетных обязательств.

Администрацией города Кемерово заключены 9 муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети. В ходе проверки установлено, что в результате несоблюдения при составлении локальных сметных расчетов Методики определения стоимости строительной продукции, а также включения затрат на непредвиденные расходы, были завышены начальные (максимальные) цены контрактов на общую сумму 272 млн руб. Установлено, что по состоянию на 1 октября 2017 года по 9 муниципальным контрактам оплачено работ с признаками ущерба на сумму 149 млн руб.

В Кемеровской и Новокузнецкой агломерациях заключены контракты на установку светофорных объектов, автопавильонов в целях сокращения мест концентраций ДТП. При этом ряд улиц, на которых предусмотрены указанные работы, не относятся к местам концентрации ДТП в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения».

«Визуальный осмотр инспекторами Счетной палаты автомобильных дорог Кемеровской и Новокузнецкой агломераций, на которых проведены ремонтные работы в рамках приоритетного проекта, свидетельствует о ненадлежащем качестве выполненных работ», - отметил Валерий Богомолов.

По ряду участков отремонтированных автомобильных дорог уже в октябре месяце были зафиксированы колейность, просадка покрытия и люков, неровность верхнего слоя, застой воды и другие дефекты.

Результаты проверок и мониторинга реализации в 2017 г. приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» свидетельствуют о необходимости принятия проектным комитетом мер по совершенствованию системы управления проектом в регионах, а также по контролю достоверности данных о реализации мероприятий приоритетного проекта, отражаемых в системе «Эталон».

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить обращение в Генеральную прокуратуру и Федеральную службу безопасности, информационные письма заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, в Минтранс России, Губернаторам Пермского края и Кемеровской области, а также информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания.


Количество показов: 180

Возврат к списку



Координационный совет по организации дорожного движения